Психоэмоциональная адаптация детей

Оценить
(0 голоса)
Взрослый человек в подавляющем большинстве случаев поступает так, а не иначе, поскольку в результате долгого и целенаправленного воспитания у него сложилась совершенно определенная, отвечающая общественным нормам система поведения.

Одни мотивы он считает более важными, другие — менее. И когда два мотива сталкиваются, он поступает по велению более важного. В обыденной жизни это встречается на каждом шагу.
Ребенку только предстоит овладеть всем этим. В первые годы жизни не приходится ожидать, что он осознает мотивы своего поведения и выстроит их по степени значимости. Поведение малыша складывается под влиянием его чувств и желаний. Наличие у ребенка СД — это уже отрицательные эмоции у родителей и всех остальных членов семьи.

Маленький ребенок еще не понимает всей серьезности своего положения, поэтому всем членам семьи надо приветствовать и развивать положительные эмоции — радость, сочувствие, доверчивость, доброту, а проявления таких отрицательных эмоций, как страх, неудовольствие, обида, раздражение, — вовремя замечать и гасить. Лишь постепенно такой социально-нравственный каркас личности обретает необходимый вид и достаточную устойчивость. Но иногда и выработанной в течение многих лет нравственной устойчивости бывает недостаточно, чтобы ребенку старшего возраста или подростку выдержать тяжелое испытание — жить с СД.
Известие о наличии у ребенка СД в семье вызывает шок. Это как гром средь ясного неба! Родители, члены семей и сами дети реагируют и приспосабливаются к жизни с диабетом по-разному. Но при любых ситуациях надо помнить, что на родителей, на их реакцию смотрит ребенок, которому и так тяжело, страшно, непривычно, больно.

От того как реагируют родители, во многом зависит дальнейшая судьба маленького пациента.
Важно ответить на самый главный вопрос: «Чего я, мама или папа, хочу для своего ребенка? Хочу ли я, чтобы он был больным, или я хочу, чтобы, несмотря на то что у него диабет, он чувствовал себя таким, как все, радовался жизни?» Да, привычный уклад семьи коренным образом меняется: пища — только диетическая, строго в одно и то же время и сколько положено, уколы инсулина, от которых никуда не деться, а чего стоит контроль уровня сахара в крови! Далеко не многие безболезненно переходят к «здоровому образу жизни», хотя он полезен абсолютно для всех. Все это тяжело принять. Но принять так же необходимо, как и факт наличия у ребенка СД. Не надо надеяться на народные способы его лечения.

Дети хорошо адаптируются к новым условиям жизни, если родители спокойно, последовательно решают возникающие проблемы сами. Дети нуждаются в поддержке, доверии и любви, в том, что взрослые постоянно в курсе событий их жизни.
Если ребенок заболел до 3 лет, родителям самим нужна психологическая помощь и поддержка как близких, так и специалиста — психолога, психотерапевта. В основном родители пытаются самостоятельно справиться со своим горем, страхом, отчаянием, но не всеща это у них получается — длительный стресс может и у них вызвать какое-либо заболевание. Только спокойная мать может адекватно оценивать состояние ребенка.
При этом родители должны получить полные знания о сущности, лечении, контроле диабета, помощи при острых осложнениях, тогда они чувствуют себя уверенно и формируют у детей «базовое доверие к жизни». От адекватности восприятия родителями наличия СД зависит, как ребенок адаптируется к изменениям в жизни.

Ребенок к концу этого периода должен быть уверен, что «жизнь хороша и жить хорошо» несмотря ни на что, что трудности он может преодолеть с помощью родителей. Для ребенка самое важное — это его безопасность, которая складывается из адекватных реакций родителей на состояние и действия ребенка, из единых требований, которые последовательно выполняются, из стабильного режима дня, к которому ребенок привыкает. Основные процессы — сон, прием пищи и познание мира гарантированы и соответствуют биологическим часам ребенка.
Это необходимые требования для хорошей адаптации любого ребенка, тем более ребенка с диабетом.
Если до 3 лет для ребенка очень важно находиться в единстве с матерью, то в последующем он должен сформировать границы своих обязанностей.

В этом возрасте ребенок определяет свое «я». Это очень важный процесс, который иногда накладывает отпечаток на всю жизнь. Но мама, которая привыкла постоянно опекать, заботиться и контролировать состояние больного ребенка, не всегда готова начать передавать ребенку ответственность за его болезнь. Матери, многое пережившей в связи с болезнью ребенка, порой бывает очень сложно начать постепенно отдаляться от малыша самой и научиться помогать. Ребенок только тогда будет чувствовать себя хорошо, когда он сам научится брать ответственность за свое состояние на себя. Только тогда, когда он сам захочет соблюдать диету, контролировать уровень сахара в крови, можно рассчитывать на благоприятное течение диабета. До 4—6 лет еще нельзя полностью полагаться на то, чтобы ребенок сам следил за своим состоянием, но именно в этом возрасте начинается закладка самого основного навыка в жизни — навыка брать на себя ответственность за свои действия.
Особое внимание следует уделять детям из неполных и смешанных семей
Оптимист не делает из этого трагедии.
Ребенок никогда не научится следить за своим состоянием
Психоэмоциональная адаптация у мальчиков и девочек происходит по-разному
Чем старше ребенок, тем осознаннее и острее он реагирует на появление у него СД

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Вход