Физическое воспитание

Оценить
(2 голоса)
Физическое воспитание — это система мероприятий развивающего, усовершенствующего и корригирующего характера, способствующая физическому развитию мальчика, подростка, девочки, девушки, укреплению их здоровья, овладению жизненно важными двигательными навыками, развитию умственной и физической трудоспособности.

В то же время физическое воспитание способствует развитию воли, настойчивости, целеустремленности. Методами физического воспитания являются разнообразные и выполняемые в различных условиях физические упражнения, подвижные игры, спорт, а также закаливание.
Организационными формами физического воспитания являются: утренняя гимнастика (зарядка); уроки физкультуры в школе; занятия в спортивных (профессиональных или любительских) секциях, в детских спортивных школах.
Суть физического воспитания сводится к трем основным моментам.~ -
Регулярное напряжение различных групп мышц, суставов и связок, что способствует наилучшему развитию их функций и координации.


Определенная нагрузка, оказывающая тренировочное влияние на системы обеспечения движений — дыхательную, сердечнососудистую, на обмен веществ и энергию.
Регулярное выполнение определенного количества разнообразных упражнений, выработка стремления и способности выполнять их правильно и в планируемом объеме способствует формированию таких положительных черт характера, как настойчивость, решительность, способность к самооценке и самоконтролю, привычка придерживаться определенных правил поведения.
Основоположник учения о физическом воспитании П. Ф. Лесгафт отмечал: «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с достаточно слабым телом. Однако такое нарушение гармонии в построении и функциях организма не остается безнаказанным — оно неминуемо тянет за собой бессилие внешних проявлений — мысли и ум могут быть, но не хватит надлежащей энергии для последовательной проверки своих идей и применения их на практике». Поэтому физическое воспитание является важным звеном всего процесса воспитания и развития подрастающего поколения.


В повседневной жизни ребенка имеется немало способов удовлетворения его потребности в движениях. Обязательно следует создать ребенку условия для самостоятельной деятельности — обеспечить достаточно свободного места, ношение свободной одежды, возможно, наличие спортивных снарядов или игрушек.
В детских дошкольных учреждениях для развития двигательной активности детей используют музыкальные занятия, способствующие развитию ритма, умению распределять свои движения во времени. С маленькими детьми целесообразно заниматься зарядкой и гимнастикой.
Особенностью физического воспитания детей более старшего возраста (младшего школьного) является способность отличать темп и амплитуду движений, степень напряжения и расслабления мышц. Детям такого возраста рекомендуются подвижные игры, активизирующие работу мышц живота и спины, с бросками, ловлей, метанием на дальность и в цель различных по форме легких предметов (мячей, дисков, мягких игрушек). Целесообразно выполнять танцевальные упражнения, прыжки со скакалкой, ходьбу и т. п.
Значительную часть упражнений дети должны проводить в положении, которое способствует разгрузке позвоночника, — 9* лежа на спине или животе, на коленях. Но при этом следует остерегаться интенсивных нагрузок, так как в этом возрасте они могут остановить рост и развитие организма.
Для подростков задания физического развития усложняются.

В целом нагрузки могут быть ббльшими, чем у детей, однако чрезмерных на1рузок следует избегать, так как в этом возрасте ресурсы организма в значительной мере расходуются на пластические процессы (рост в длину, увеличение массы тела). Заданиями физического воспитания являются:
усовершенствование основных видов движений, приобретенных ранее;
развитие силовой, статической и скоростной выносливости;
формирование умения самостоятельно выбирать и выполнять физические упражнения с целью личного усовершенствования и проведения занятий с группой;
физическое самосовершенствование, работа над собой и своим внешним видом.
Занятия по улучшению своего физического состояния способствуют формированию важных характерологических качеств — настойчивости в достижении цели, смелости и решительности. Результаты таких занятий положительно действуют на психическое состояние подростка. Кроме того, такие занятия — весомый способ целесообразного использования излишка энергии, которая в противном случае может не найти надлежащего выхода. Известно, что подростки, занимающиеся спортом, опережают ровесников в физическом развитии. В то же время у них позже начинается соответствующая возрастная активация полового влечения.

Физические упражнения отвлекают внимание подростков от сексуальных переживаний.
Физические упражнения по характеру выполнения и нагрузок на мышечную систему можно разделить на динамические (теннис, волейбол, плавание, гимнастика и др.) и изометрические, или статические (штанга, гантели). Для развития мускулатуры необходимы динамические упражнения, во время которых сокращение мышц сочетается с их напряжением. Даже все спортсмены-профессионалы — штангисты, боксеры, культуристы — в своей подготовке сочетают динамические и статические упражнения.
Важным заданием физического воспитания является формирование правильной осанки. Она имеет большое физиологическое и эстетическое значение. Осанка — это умение без особого напряжения удерживать свое тело, сохраняя правильную позу в различных положениях — сидя, стоя, во время ходьбы, игр и т. д. Нормальная осанка — это привычная поза человека.

Она определяется способностью без активного напряжения прямо держать голову и корпус. Правильная осанка ценна по двум основным причинам: во-первых, для нормальной функции всех внутренних органов; во-вторых, движения человека при этом наиболее естественны, экономичны и результативны. Для здоровья организма в целом большое значение имеет нормальное состояние позвоночника. Через межпозвоночные отверстия проходят многочисленные нервы, регулирующие разнообразные функции организма, в первую очередь движения и чувствительность.

Ущемление их вследствие нарушений межпозвоночных хрящевых дисков влечет за собой различные неприятные последствия, начиная от радикулита и заканчивая расстройствами функций внутренних органов. В результате неправильной осанки грудная клетка постепенно суживается, одно плечо может стать выше другого, начинают торчать лопатки, выпячивается живот. Может искривиться позвоночник, возникает сутулость или изгиб его (сколиоз), для устранения которого придется принимать лечебные меры (или сочетать лечение и учебу в специализированном интернате для детей со сколиозом — в г. Харькове он имеется на пос. Жуковского, адрес: ул. Академика Проскуры, 7; тел.: (057) 700-26-28).
Дети еще не могут самостоятельно следить за своей осанкой — они не владеют достаточной способностью к самоконтролю, легко отвлекаются.

Поэтому задачей взрослых является активный контроль за осанкой ребенка и непосредственная коррекция ее во время различных занятий.
Часто родители обращаются за помощью к врачам тогда, когда нарушение осанки достигло уже внушительной степени.
Но правильное формирование осанки начинается именно в семье. Нужно следить за походкой ребенка, его рабочей позой.

Постель должна быть полужесткой, с невысоким положением подушки. Ни в коем случае нельзя спать на перине. Полезно отдыхать лежа на животе. Нежелательно длительное лежание летом в гамаке.
Подростки уже способны к самоконтролю.

Поэтому их необходимо ознакомить с понятиями о правильной и неправильной осанке, о методах профилактики ее нарушения.
Также необходимо приучить детей после каждых 45—50 мин работы за письменным столом или за компьютером делать паузу — перерыв на 3—5 мин, во время которой походить по комнате или по двору, потянуться, глубоко подышать.
Целью воспитания осанки у подростков является сохранение нормального строения тела, а значит, и привлекательного внешнего вида. Наилучший способ достигнуть этого — продуманная система домашних занятий. Основная причина развития нарушений осанки у подростков — гиподинамия, т. е. малоподвижность, которая усугубляется длительным сидением за компьютером или лежанием перед телевизором. Физическая бездеятельность на протяжении длительного времени приводит к ослаблению всего организма. У малоподвижных людей, которые не делают утренней зарядки, редко бывают на свежем воздухе, не занимаются физкультурой или спортом, как правило, слабые мышцы, искривления позвоночника в разных его отделах, неточные движения.

Обмен веществ у таких людей ухудшается. Они бывают или слишком худыми, или слишком толстыми.
Хорошая физическая подготовка создает высокую умственную и физическую работоспособность. Многие знаменитые люди регулярно выполняли физические упражнения, работали физически. Так, академик И. П. Павлов катался на велосипеде, играл в городки, писатель А. П. Чехов и художник И. И. Левитан посещали гимнастический зал.
Стать физически крепкими, хорошо развитыми хотят все юноши, но не каждому легко это удается. Особенно заметно различие детей в росте на уроках физкультуры, когда они выстраиваются по росту.

Мальчики, занимающие первые места в шеренге, довольны собой, смотрят гордо. Спокойны и мальчики, стоящие в середине — таких, как они, большинство.
А вот что думают стоящие в конце шеренги, особенно последний? Что он должен ощущать перед взором своих одноклассников — мальчишек и девчонок? Несомненно, у него возникает вопрос: почему?
Причин много.

Прежде всего существует наследственная передача признаков.
Дети наследуют от своих родителей особенности внешнего вида, телосложения и даже характера. У низкорослых родителей, как правило, дети невысокие, хотя при современной акселерации и сыновья, и дочери могут перерасти родителей. Значительный скачок роста происходит в период полового созревания, которое начинается у девочек несколько раньше — примерно в 12—13 лет, а у мальчиков — в 14—15 лет. В этом возрасте низкорослые дети догоняют, а иноща и перегоняют в росте своих сверстников перед окончанием школы.
Кроме того, рост зависит от функции желез внутренней секреции и в значительной степени от функции эндокринного органа — гипофиза, который вырабатывает гормон роста. Развитие гипофиза и количество вырабатываемого им гормона может быть различным, поэтому подросткам, обиженным на свой рост, следует обратиться к врачу-эндокринологу. В случае выявления каких-либо отклонений он назначит своевременное лечение.

У детей с СД могут быть сочетания его с заболеваниями других эндокринных органов, может быть плохо компенсирован диабет, при этом рост и половое развитие могут задерживаться.
Для того чтобы повлиять на свой рост и физическое развитие, необходимо вести здоровый образ жизни, разумно чередовать физический труд и отдых, рационально питаться, закаливать организм, применять специальный комплекс физических упражнений, включающий прыжки в высоту и вис на перекладине.
Тем мальчикам, которые не достигли высокого роста, необходимо знать, что средний рост не всегда является признаком болезни и не надо делать из этого проблемы.

Организм человека среднего роста построен более рационально, компактно, все органы и системы работают надежно, экономнее расходуют энергию. Люди среднего роста более выносливы, это качество необходимо современному человеку вообще, а больному с СД — особенно. Рост долгожителей, как правило, ниже среднего. Средний рост мужчин всей планеты равен 165—168 см. Многие великие полководцы, мыслители, художники, поэты, композиторы, артисты были ниже среднего роста (например, А. В. Суворов, Наполеон Бонапарт, Владимир Шаинский, Семен Фарада, Леонид Быков, Ролан Быков, Лев Дуров и др.).
Поэтому не надо расстраиваться и чувствовать себя неполноценным. Конечно, если подросток хочет, он может прилагать усилия для увеличения своего роста, но нельзя переусердствовать и декомпенсировать свой СД.
Проблемы роста у девушек менее значимы. И хотя в настоящее время многие девушки хотят быть высокими, стройными, длинноногими, но этот вопрос для них не так актуален.
Гигиена отдыха
Гигиена путешествий
С чего же начинать?
Гигиена питания
Гигиена

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Поиск

Популярное

загрузка...

Интересно

загрузка...

Вход